В ноябре 2016 г. коллективом, реализующим проект «Историко-лингвистический комплекс как компонент действующей системы электронной поддержки изучения русского языка различными группами обучающихся и дистанционного образования на русском языке» (грант Министерства науки и образования РФ, III очередь, направление 4, лот 2) было проведено тестирование по определению уровня историко-лингвистических знаний у  старшеклассников.

Исследование проводилось на базе одного из общеобразовательных учреждений города Магнитогорска. В тестировании принял участие 71 школьник. Обучающимся было предложено 10 заданий,  предполагающих однозначные лаконичные ответы.  Предлагаем познакомиться сначала с самими заданиями.

1. 4-го ноября 2016 г. в Москве был установлен памятник киевскому князю Владимиру. Почему это было сделано в День народного единства? За какие заслуги Россия чтит память киевского князя Владимира?    

2. Вы пишете в своих тетрадях по-русски. Как называется азбука, которой Вы пользуетесь? Когда она была создана? Кто её изобрёл?        

3. К указанным ниже словам исконно русского происхождения подберите однокоренные старославянизмы с неполногласием: норов, привередливый, хоронить, волость, ворона, порох, берег, городить, золото.                                                    

4. Что обозначают указанные ниже выражения, восходящие к Священному Писанию: блудный сын, зарыть  талант в землю, избиение младенцев, козёл отпущения, земля обетованная.

5. Приведённые ниже попарно слова разбейте на морфемы, выпишите в каждом случае чередующиеся звуки: вялый – увядать, клевать – клюнуть, страсть – страдание, ошеломить – шлем, снять – снимать, звук – звенеть, упрекать – перечить, память – вспоминать.                                                                                                                

6. Напишите полностью своё имя, отчество, фамилию. Знаете ли Вы, как они возникли? Из какого языка заимствовано Ваше имя и имя Вашего отца?  

7. Сравните отрывки из стихов ХIХ века:

а) Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая. (А. С. Пушкин) 

б) Слышишь? Конь грызёт бразды. (В.А. Жуковский)

в) Ты мог бы… потом принять бразды верховного правленья,  / Которых на Руси, как почтовых коней,   / Скорее тем дают, кто чаще бьёт людей… (Н. М. Языков)

В каждом из примеров встречается  слово бразды. Что оно обозначает?

8. Определите и сравните значения слова преданный в следующих предложениях. Приведите  свои  примеры словосочетаний с этим словом (не более двух на каждый случай).                                                                                                  

а) «Возвращаются все, кроме лучших друзей, / кроме самых любимых и преданных женщин. / Возвращаются все, кроме тех, кто нужней» (В. Высоцкий).

 б) «Иосифа, любимого из сыновей Иакова, завистливые братья продали в рабство за  20 сребреников. Преданный братьями, впоследствии он скинул цепи рабства и вознёсся к вершинам могущества». 

9. Найдите в следующей строке из старославянского  текста  фразеологизм:  оуподобится мужу бую, иже созда свою храмину на песце. Что он означает? Назовите русского «родственника» старославянского слова храмина.

10. В 1963 г. в ЖЗЛ вышел перевод книги польского автора Я. Ивашкевича «Шопен». В конце помещён список произведений композитора. Вот в каком порядке приведены основные жанры: Баллады. Этюды. Концерты. Мазурки. Ноктюрны. Песни. Полонезы. Рондо. Скерцо. Сонаты. Вальсы. Вариации. Порядок похож на алфавитный, но алфавит странный: Этюды – в начале, Вальсы – в конце. В чём тут дело?  В чём ошиблись издатели?

А теперь обратимся к ответам старшеклассников. Наши комментарии будут расположены в порядке следования заданий.

1. Данное задание игнорировал 41 человек. Два ответа нельзя признать удачными. Так, на вопрос о заслугах киевского князя Владимира последовали ответы:  «за хорошие отношения с другими народами» и «он много сделал всего для России и «подружил» её с другими странами».

Подавляющее  же число ответивших на данный вопрос справедливо связали заслуги князя Владимира с крещением Руси. «Россия чтит его за объединение государства путём единой религии». «Владимир объединил все (? – И.К.) славянские племена единой верой, языком, письменностью». «Он укрепил власть, поднял авторитет Руси, создал централизованное государство».

Однако были и такие ответы о роли киевского князя Владимира в истории России: «Возможно, потому что князь Владимир помог Минину и Пожарскому в освобождении Москвы от польских захватчиков»; «освобождение Москвы от польских интервентов»; «Князь Владимир в 988 г. крестил Русь с целью объединения княжеств, чтобы противостоять татаро-монгольскому владычеству».

2. Игнорировали этот вопрос или ответили уклончиво 18 человек. Остальные обучающиеся указали на происхождение современного русского алфавита от кириллицы, связали её возникновение с деятельностью двух братьев – Константина (Кирилла) и Мефодия. Некоторым из тестируемых известно и время создания славянской письменности – IX век (863 г.). Правда, в ответах школьников нашла отражение не самая популярная сегодня теория о возникновении кириллицы. Большинство учёных считает, что изобретением Константина (Кирилла) была глаголица, а кириллицу составили позже ученики двух названных братьев (возможно, Климент Охридский).                      

3. Игнорировали это задание 15 человек. Остальные старшеклассники попытались его выполнить (хотя бы частично). Так, в трёх работах была представлена лишь одна пара слов: золото – злато, в двух работах – две пары слов: берег – брег, золото – злато; в одной – хоронить – хранить и золото – злато. В полном объёме выполнили данное задание 14 человек.

Наибольшую трудность при подборе старославянизмов вызвали слова привередливый и ворона.

4. Игнорировали это задание 20 человек. Не справились с его выполнением 12 учащихся. Остальные частично выполнили задание, правильно описав значение лишь отдельных выражений, восходящих к Святому Писанию. Малоизвестным оказался библеизм избиение младенцев («жестокая массовая расправа над беззащитными, неопытными и т.п. людьми; применение строгих мер по отношению ко многим»).

5. Задание оказалось крайне сложным для обучающихся в старших классах  общеобразовательного учреждения. Его игнорировали 54 человека. Остальные учащиеся выполнили его с ошибками.  Правильно разобранными стали лишь 2 пары слов в этом задании. Это страстьстрадание (с // д) и упрекатьперечить (к // ч). Многие из обучающихся лишь выделили корни, но не назвали чередующихся в них звуков.

6. 53 обучающихся не смогли ответить на вопрос о происхождении их имени, отчества и фамилии. Остальные участники тестирования лишь частично справились с этим заданием. Знают о языке-источнике возникновения их имени Дарья (из персидского), Марат (из франц.), Мубариз (из турецкого), Полина (из греч.), Елена (из греч.), Ирина (из греч.), Илья (из др.-еврейск.), Маргарита (из греч.), Владимир (из др.-рус.), Милена (слав.), Эдуард (из немецкого).

На вопрос о первоначальном значении этих слов ответили Маргарита («жемчуг»), Ксения («гостеприимная»), Никита («победитель»), Анастасия («воскресшая»), Милена («милая»). Русскими по происхождению посчитали свои имена Игорь и Анастасия.

Решение вопроса о происхождении фамилий участников тестирования оказалось по силам только семерым из них. Писарева, Мельник, Гончаров справедливо отметили, что их фамилии образованы от названий профессий. Ещё три человека (Онищенко, Полищук, Сушко) знают, что их фамилии относятся к украинским по происхождению. Однако нам показалось странным, что носительница фамилии Сушко назвала её иронически «хохлятской». Видимо, школьница не придаёт значения тому факту, что слово хохол в применении к национальности является стилистически сниженным, бранным.

7. 53 человека либо игнорировали этот вопрос, либо ответили на него неправильно. Назвать значение слова бразды в пушкинской строке «Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая» смогли только двое обучающихся, в строке В.А. Жуковского «Конь грызёт бразды» –  9 школьников, устойчивый оборот бразды правленья смогло распознать наибольшее количество учащихся – 18.

8. Игнорировали это задание 40 человек. Двое дали неверные ответы. 20 школьников сделали попытку описать значения предложенных слов. Определить значение слова преданный, предложенного в  первом пункте  («верный»; «проникнутый любовью и верностью к кому-либо, чему-либо») оказалось делом более простым, чем во втором пункте («быть вероломно отданным во власть, распоряжение кого-нибудь»). Варианты ответов: «подставили», «обманутый», «тот, кого предали»,  «брошенный», «обвинённый», «покинутый», «отвергнут, отстранён кем-то», «стать объектом измены», «если тебя кинули». Вывод о том, что преданный может означать и верность, и предательство, т.е. имеет противоположные значения, не сделал ни один  опрошенный.

Более простым делом было «привести свои примеры словосочетаний со словом  преданный». С этой задачей справились 9 учащихся.

9. Игнорировали это задание 59 человек. 9 школьников дали неправильные ответы. Три ученика смогли лишь вычленить из отрывка конструкцию с фразеологизмом, но оставили его без перевода и описания значения. Русского «родственника» старославянского слова храмина не назвал никто (ср. хоромы).

10. Игнорировал это задание 61 человек.   Попытались ответить на этот вопрос 10  обучающихся, но только шестеро из них приблизились к правильному ответу. Один из самых точных ученических ответов таков: «Дело в том, что оригинал книги был написан на польском языке, а на русском был сделан только перевод, поэтому получилось, что на русском языке они не в алфавитном порядке, хотя на польском – в алфавитном». Но и этот ответ нельзя признать полным, т.к. в нём отсутствует комментарий, связанный с различиями русского и латинского алфавитов, к последнему, как известно, восходит и польский.

Таковы результаты проведённого тестирования старшеклассников, однако общие итоги по определению уровня историко-лингвистических знаний у  старшеклассников ещё подводить рано, т. к. работа в этом направлении продолжается, и мы обязательно будем  знакомить Вас с нашим опытом.

Кандидат филол. наук, доц. И.С. Клинкова